Суббота, 21 июля
7.png

Учебно-методическая работа

«Сильным, опытным становится

педагог, который умеет

анализировать свой труд»

 

В.А. Сухомлинский

 

 

 

Методическая тема: «Модернизация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО, профессиональных стандартов, работодателей как условие подготовки конкурентоспособного специалиста»

В последнее время возрастают требования к качеству подготовки специалистов среднего звена, обусловленные развитием новых технологий, производств, новыми экономическими условиями. Сегодня современному специалисту не достаточно владеть базовыми знаниями, умениями и навыками по избранной профессии. Он должен грамотно реагировать на нестандартные ситуации, проявлять профессиональную компетентность и социально-значимые личностные качества.

Сохраняя приоритетное значение качества образования, педагогический коллектив Тобольского рыбопромышленного техникума  направляет деятельность  на совершенствование образовательного процесса через усиление роли практического обучения с целью подготовки профессионального компетентного специалиста с устойчивой мотивацией к профессии. Задача обеспечения качества подготовки специалистов во многом определяется полноценным функционированием педагогического коллектива, грамотно организованной методической работой в техникуме, которая за многие годы сложилась в определённую систему.

Основные формы учебно-методической работы в «ТРТ» (филиал)
ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз»

formi organiz metod rabot 2017

 
В техникуме сложилась устойчивая, работоспособная система методической работы, которая регламентируется следующими нормативно-правовыми (локальными) актами:
  • Положением о Педагогическом совете;
  • Положением о Методическом совете;
  • Положением о предметной (цикловой) комиссии.

 

Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы, что делает методическую деятельность интересной и привлекательной для педагогических работников. В любом звене данной системы есть возможности каждому преподавателю для проявления творческих способностей, для самореализации, профессионального роста, инновационной деятельности.

Система методической работы имеет следующие структурные элементы:

structurn elemen metod raboti 2017

Педагогический совет является коллегиальным совещательным органом техникума, создается в целях управления организацией образовательного процесса, развития содержания образования, реализации профессиональных образовательных программ, повышения качества обучения и воспитания обучающихся, совершенствования методической работы техникума, а также содействия повышению квалификации его педагогических работников.

Каждый отдельно взятый Педсовет проводится в рамках определенного содержания и предусматривает локальные изменении, направленные на улучшение, обновление, активизацию в отдельных сферах образовательной деятельности техникума.

Тематика Педсоветов разнообразна и охватывает основные направления учебно-воспитательного процесса. Актуальность выбора тематики Педсоветов, разнообразие форм и методов их проведения повышают активность его участников и способствуют работе педагогического коллектива в инновационном режиме.


uchmet rabot 2017 pedsov

Методический совет – постоянно действующий коллегиальный орган, направляющий и координирующий методическую работу в образовательной организации.

Методический совет координирует и стимулирует деятельность различных подразделений и служб техникума, направленную на разработку и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности, а также осуществляет обобщение и систематизацию передового опыта руководящих и педагогических работников техникума.

Совет планирует проведение семинаров, практикумов и других форм работы, которые служат как для повышения педагогического мастерства преподавателя, так и для пропаганды и внедрения передового опыта.

Тематика  заседаний отличается разнообразием и охватывает все стороны учебной, методической, воспитательной, учебно-производственной, общественной и творческой работы. Углублённо рассматриваются вопросы повышения профессионального мастерства педагога, инновационные подходы к организации учебного процесса.

Основные формы учебно-методической работы в «ТРТ» (филиал)
ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз»

formi organiz metod rabot 2017

Предметная (цикловая) комиссия - объединение преподавателей одной или нескольких учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей.

В техникуме работают 3 цикловые комиссии:
  • комиссия  специальностей 15.02.01, 26.02.03;
  • комиссия общеобразовательных дисциплин;
  • комиссия  специальностей 19.02.10, 35.02.09, 35.02.10, 38.02.01.

 


uchmet rabot 2017 pedsov


uchmet rabot 2017 pedsov


uchmet rabot 2017 pedsov

 

Одним из основных направлений деятельности предметной (цикловой) комиссии является методическая работа:
cikl metod rabota 2017

Работа цикловых комиссий  проводится  согласно единому плану и координировалась через единую методическую тему техникума.

Основными задачами работы ПЦК являются: совершенствование учебно-воспитательного,  учебно-методического  процессов; повышение качества обучения и профессиональной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Во взаимосвязи с единой методической  темой  решаются  и  другие  педагогические  проблемы:  личностно-ориентированное обучение и воспитание обучающихся, совершенствование качества обучения и профессиональной подготовки через межпредметные связи, использование инновационных педагогических технологий, информатизация и компьютеризация учебного процесса, мониторинг качества обучения и профессиональной подготовки и др.

В соответствии с планом ПЦК ежегодно проводятся недели  цикловых комиссий.

Членами цикловой комиссии общеобразовательных совместно с обучающимися проводятся  интересные мероприятия, основная цель которых – формирование активного познавательного интереса к изучению общеобразовательных дисциплин, развитие творческих способностей, определение уровня знаний и умений обучающихся.


uchmet rabot 2017 pedsov

Для стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся, развития их творческой состязательности в изучении дисциплин профессиональной направленности, выявление уровня усвоения полученных знаний, оценки профессиональных компетенций будущего молодого специалиста в  рамках недели предметной (цикловой) комиссии специальностей  19.02.10, 35.02.09, 35.02.10, 38.02.01 проводятся профориентированные мероприятия. 

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках планирования научно-методической и опытно-экспериментальной работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся проводятся недели ЦК специальностей 15.02.01, 26.02.03.

uchmet rabot 2017 pedsov

uchmet rabot 2017 pedsov

Для стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся, развития их творческой состязательности в изучении дисциплин профессиональной направленности, выявление уровня усвоения полученных знаний, оценки профессиональных компетенций будущего молодого специалиста в техникуме проводятся Конкурсы профессионального мастерства, определяющие творческую молодежь, осваивающую рабочие профессии.

Организованные соревнования, направленные на профессиональную ориентацию молодежи, повышение престижа профессии, стремление к совершенствованию профессионального мастерства, выявление творческих личностей, всегда вызывают большой интерес у обучающихся младших курсов.

uchmet rabot 2017 pedsov

uchmet rabot 2017 pedsov

Центром методической работы техникума является учебно-методический отдел, основной целью которого является обеспечение действенности системы внутреннего управления в техникуме, совершенствования, развития и методического обеспечения образовательного процесса, комплексного его сопровождения, высокопрофессионального кадрового обеспечения.

Работа УМО строится на основе сотрудничества с председателями предметных (цикловых) комиссий, заведующими отделениями, библиотекой. Учебно-методический отдел принимает активное участие в работе Педагогического совета, Методического совета, организации научно-практических конференций, инструктивно-методических заседаний, семинаров и других коллективных форм деятельности. 

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательной, неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов как неразрывная составляющая триединого образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического.

Задачи организации научно-исследовательской работы обучающихся: повышение интереса к изучаемым дисциплинам, вовлечение обучающихся в самостоятельную научную деятельность, развитие у обучающихся способности грамотного оформления и представления научных результатов, получение научных результатов и новых знаний, ориентированных на их практическое применение.

Участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, представление работ для публикации есть свободное развитие личности и неотъемлемое право каждого обучающегося.

Научно-практические конференции проводятся дважды в год. Научно-практическая конференция для обучающихся старших курсов  является одной из ключевых площадок, способствующей обмену опытом и знаниями обучающихся, а с помощью развития информационных технологий такая форма организации мероприятий научного характера развивается очень динамично.

Каждый автор может претендовать на размещение своих работ в сборниках научно-практической конференции разного уровня. Поэтому можно с уверенность сказать, что научные конференции и участие в них – это инвестиции в будущее, залог успешной карьеры.

uchmet rabot 2017 pedsov

uchmet rabot 2017 pedsov

uchmet rabot 2017 pedsov

В рамках инновационного проекта в техникуме проходят научно-практические конференции обучающихся 1 курса, где оцениваются индивидуальные проекты участников. На первом курсе получения среднего профессионального образования в части реализации общеобразовательного цикла, исследовательская и проектная деятельность входит в учебный процесс Тобольского рыбопромышленного техникума.

Подготовка индивидуальных проектов способствует обучению первокурсников критически мыслить, правильно работать с информацией, грамотно писать научные и исследовательские работы, выступать перед аудиторией, ясно и полно раскрывать содержание своей работы и достойно ее презентовать перед присутствующими.

uchmet rabot 2017 pedsov

uchmet rabot 2017 pedsov

uchmet rabot 2017 pedsov

В техникуме стало доброй традицией организация встреч обучающихся с работодателями. Цель таких встреч – получение обучающимися информации о предприятиях, ознакомление с основной деятельностью, перспективами развития, требованиями, которые сейчас выдвигает работодатель к специалистам.

uchmet rabot 2017 pedsov

uchmet rabot 2017 pedsov

Одним из условий развития учебного заведения является учебно-исследовательская работа педагогов. Преподаватели техникума активно вовлекают в эту деятельность обучающихся техникума, ведут кружковую работу, осуществляют научное руководство реферативными работами, подготовку и участие в неделях по специальности, готовят выступления на педсоветах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях в стенах техникума, а также участвуют в областных конкурсах и конференциях, осуществляют связь с производственными предприятиями.

Передовой опыт преподавателей и мастеров производственного обучения отслеживается и анализируется через участие в областных и всероссийских конкурсах, научно-практических конференциях.

Ежегодно в техникуме проводятся Педагогические чтения. Педагогические чтения как форма обмена опытом работы достаточно традиционна, но именно педагогические чтения дают импульс к инновационной деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций, и что их следует рассматривать как некую организационную модель управления развитием инновационных проектов в условиях реализации требований образовательных стандартов.

Цель педчтений:

– содействие профессиональному развитию педагогических работников техникума по внедрению передового педагогического опыта;

– обмен опытом в области развития системы образования;

– распространение современных перспективных технологий и методик развития образовательного процесса, организации инновационной деятельности педагогов техникума;

– повышение профессиональных компетенций и уровня профессионального мастерства педагогов;

– повышение качества образовательного процесса.  

uchmet rabot 2017 pedsov

uchmet rabot 2017 pedsov

 

Важнейшим элементом системы стимулирования учебно-методической работы преподавателей техникума, активизации их научно-методической и инновационной деятельности и повышения профессионального мастерства, способствующим повышению эффективности образовательного процесса техникума, популяризации лучшего педагогического опыта является Конкурс методических работ.

Конкурс является важнейшим элементом системы стимулирования учебно-методической работы преподавателей техникума, активизации их научно-методической и инновационной деятельности и повышения профессионального мастерства, способствует повышению эффективности образовательного процесса техникума, популяризации лучшего педагогического опыта. 

Задачи конкурса: 

  • выявление, отбор и содействие внедрению в образовательный процесс современных педагогических разработок, способствующих повышению результативности образовательной деятельности;
  • содействие изданию и тиражированию учебных и методических пособий, других методических материалов, обеспечивающих реализацию программ подготовки специалистов среднего звена, получивших положительную оценку по результатам конкурса;
  • выявление и поддержка инновационных практик разработки и внедрения комплексного методического обеспечения ППССЗ в соответствии с требованиями ФГОС СПО; 
  • создание базы научно-методических материалов по специальностям техникума;
  • совершенствование квалификации преподавателей, повышение их компетентности в определенной предметной области и методике преподавания;
  • создание атмосферы сотрудничества преподавателей внутри предметных (цикловых) комиссий; 
  • повышение профессионального и культурного уровня преподавателей, классных руководителей, мастеров производственного обучения;
  • углубление психолого-педагогической подготовки преподавателей.

 

Одним из направлений методической работы является организация эффективной системы работы повышения квалификации преподавателей.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень.

Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательного учреждения. Основной целью повышения квалификации педагогических работников техникума  является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, формирование структурной целостности  педагогической деятельности каждого работника, что в совокупности  обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.

Повышение квалификации преподавателей и сотрудников техникума осуществляется с отрывом от работы (курсы) и без отрыва от работы (методические семинары, педагогические чтения, научно-практические конференции, недели ПЦК, Школа развития педагога, Школа начинающего преподавателя).

Наряду с этими формами велика роль профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, стажировки.

Таким образом, формирование и развитие профессионально-методической компетентности преподавателей техникума происходит систематически, не отделяя теоретической части от практической. 

На протяжении всего периода работы педагогического коллектива происходит рост профессиональной культуры преподавателей и мастеров производственного обучения. Аттестация на квалификационную категорию способствует оптимальной самореализации педагога, является важнейшим этапом в его профессиональной деятельности и органично включается в систему совершенствования его профессионально - педагогического уровня.

Квалификационные категории преподавателей техникума:

  • высшая категория - 33%;
  • первая категория - 28 %;
  • соответствие занимаемой должности - 21%;
  • без категории - 18 %; из них молодые специалисты - 9%. 

 

Частью повышения квалификации педагогических кадров в техникуме являются Школа начинающего преподавателя и Школа развития педагога.

На занятиях Школы начинающего преподавателя оказывается теоретическая и практическая помощь преподавателям по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса:

  • работа с нормативной документацией;
  • современные подходы к учебному занятию;
  • культура анализа и самоанализа учебного занятия;

 

Кроме этого в традиции техникума - взаимопосещения учебных и внеаудиторных занятий начинающих и опытных педагогов.

Цель ШНП: обеспечение условий для успешной адаптация молодых и начинающих специалистов, самоутверждения, раскрытия творческих способностей и повышения профессиональной компетентности.

Школа  развития педагогов имеет  целью создание условий для  творческой созидательной деятельности педагогов и реализует следующие задачи:

  • совершенствование форм и методов всех этапов урока в рамках ФГОС СПО;
  • оптимизация методических и дидактических средств обучения с использованием ИКТ технологий, методов активного и интерактивного обучения;
  • совершенствование воспитательной работы;
  • оптимизация взаимодействия преподавателей, обучающихся, работодателей и родителей.

 

Методическая работа в техникуме направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагогического работника, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива цикловых (предметных) комиссий в целом, в итоге на совершенствование образовательного процесса.

Ссылки

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
http://obrnadzor.gov.ru/ 
Министерство образования и науки РФ
http://минобрнауки.рф 
ФГБОУ ВО "Дальрыбвтуз"
http://dalrybvtuz.ru/
Комитет по образованию г.Тобольска
http://tko-tobolsk.info/
karta